16:05

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
Товарищи, а сходите в комментарии и раскажите мне про разницу между чувством вины и чувством стыда. Как вы это видите, чувствуете и переносите?




Комментарии
21.09.2016 в 16:23

Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Стыд актуален во взаимодействии с другими - другие узнают и отреагируют минусами в карму, моральными люлями, изгнанием из своей песочницы и прочим отрицательным подкреплением. Будет грустно и обидно.
Вина актуальна во взаимодействии с собой - все отрицательное подкрепление ты обеспечиваешь себе сам, не отходя от кассы. И моральных люлей сам, и минусов в карму сам, и размышлений "достоин ли я этой песочницы?" сверху. Узнал кто-то, не узнал, сказал что-то, не сказал... пофигу, все равно уже грустно и обидно.

Немного с другого конца:
Стыд - инструмент внешней силы (социума или индивида) для воздействия на того, кто стыд испытывает.
Вина - может работать как в ту же, так и в обратную сторону: быть инструментом того, кто ее испытывает, для воздействия на близлежащих индивидов, а то и на социум.
21.09.2016 в 16:28

Вина - это объективный факт, что я сделал кому-то что-то плохое.
Стыд - это эмоция, которая у меня по этому поводу возникает.
21.09.2016 в 16:33

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
Douglas, а если вина - субъективная? К примеру, ты чувствуешь себя виноватым потому что не проводишь всё свое время с матерью. Тогда как ты это классифицировал бы?
21.09.2016 в 16:36

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
sehmeth, спасибо! Местами прямо очень близко к тому, как я это чувствую.
21.09.2016 в 16:43

Аннетта, ну, ощущение себя виноватым - это стыд и есть. А насколько это объективно плохо (то есть какая на самом деле вина) - вопрос отдельный и от многих факторов зависит.
21.09.2016 в 16:47

Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Аннетта, да. посмотрела на альтернативный вариант, поняла, что забыла уточнить: я имела в виду именно чувство стыда и чувство вины, то есть, в обоих случаях, смесь эмоций и субъективных представлений. Вообще не учитывая, как они согласуются с какими-либо объективными фактами.
21.09.2016 в 16:50

личинка человека
вот я плюсую к мысли, что стыд это категория социальная, а вина - морально-личная.
по этой причине мне, если честно, с виной справляться проще. за последние годы... был, пожалуй, только один раз, когда прямо изнутри жгло, из-за - объективно - мелочи, о которой никто вообще не знал, а узнал бы - не придал бы много внимания. вину из-за отношений с людьми я не чувствую, если честно. от идеи вины перед родственниками у меня мощная прививка с подросткового возраста, и до сих пор держится.
а стыд вещь очень проблемная и противная, и совершенно для меня банальная. тот же вечный страх, что люди-меня-не-будут-любить, в данном случае из-за каких-то моих поступков и/или ошибок. ну, переживаю, стараюсь для всех быть мила и всех задобрить.
21.09.2016 в 17:01

В основном безвредна. © Д. Адамс
Плюсую к комменту Сехмет. + вина - это то, что касается моего действия. Я виновата. что разбила Наташину любимую чашку. Это то, что я могу искупить. Например, купить Наташе новую чашку.
Стыд - это то, что про меня. Я плохая, криворукая, неуклюжая, вечно все разбиваю, и не понятно, как со мной люди общаются.
Вина - это то, что про меня и условную Наташу. Стыд - это если другие узнают, что я разбила чашку и криворукая коза.
21.09.2016 в 17:05

Лучше, чем sehmeth, сказать не могу.
21.09.2016 в 17:07

он как класс не существует для эпитетов нормальных
стыд - когда на себя стакан компота перевернул кривыми руками.
вина - когда на ближнего стакан компота перевернул кривыми руками.
21.09.2016 в 17:17

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
Douglas, не соглашусь. Ощущение себя виноватым далеко не всегда вызывает стыд.
21.09.2016 в 17:25

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
Elli Cler, ага, спасибо!
21.09.2016 в 17:25

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
Тавия, понимаю тебя:)
21.09.2016 в 17:26

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
chasse noire,
Ок, принято
Спасибо.
21.09.2016 в 23:07

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Хм, для меня, похоже, наоборот.
Вина - фактор внешний: что-то произошло, и ты либо признаёшь свою ответственность за произошедшее, либо нет, в зависимости от логики и тараканов. иногда ты вроде и ни при чём, а виноватым себя чувствуешь. иногда не чувствуешь, но компенсируешь, потому что логически это справедливо.
Стыд - фактор внутренний: ты не оправдал чьих-то надежд и ожиданий или облажался, и даже если знаешь, что твоей объективной вины в этом нет - эмоция стыда возникает.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии